Музей ремонта подводных лодок в Балаклаве

 

Балаклава бывает разной, она окутанная тайнами, манящая природой, завораживающая морем и белоснежными корабликами, увлекающая историей. Здесь интересно – это курорт контрастов. Тут дорогие яхты соседствуют с застоем и запустением некогда цветущей советской эпохи. История, воинская слава, живописность мест увлекают туриста и долго не отпускают, удерживая силой впечатлений. Второй по популярности достопримечательностью в Балаклаве, после красоты природы, признан Музей, куда заходили на ремонт подводные лодки.

От «холодной войны» в горячее подземелье

Letyshops (Lifetime)

По завершению Великой Отечественной руководство страны приняло волевое решение о создании секретной базы для подводных крейсеров. Город закрыли, попасть сюда имели возможность местные жители, у которых на руках имелся пропуск. Гриф секретности защищал от неразглашения информацию о том, что в закрытой бухте разместился военный флот. 

Подземный комплекс был многофункциональным сооружением, тщательно изолированным от мира. Под надёжной защитой горы был прорублен изогнутый канал.

Здешняя порода очень крепкая, отвечает девятому индексу прочности. Велись подрывные работы. Ни одна бомба не пробьет гору, которая своей толщей защищает канал и его переходы. Вот эта самая трапециобразная гора Таврос:

  

 

 

 

Руководство страны возложило на стратегический объект ответственность по спасению жизней людей. Твердыня позволяет выдержать прямое попадание атомной бомбы и относится к первой категории устойчивости. В случае угрозы ядерной бомбёжки в штольнях могли укрыться и выжить тысячи человек. На белых стенах остались отметки «В убежище» и стрелками показано, куда именно необходимо проследовать дабы спастись.

Ремонт подлодок

В первую очередь база представляла собой реставрационную мастерскую для субмарин. Одновременно в пятисотметровый канал глубиной 8 метров могли войти около десятка подводных лодок.

Кроме канала, наполненного морской водой на базе ремонта имеется сухой док. После захода в него субмарины вода благополучно откачивалась и можно было приступать к ремонтным работам.

Объект 825 ГТС – надёжная защита как для лодок, так и для их экипажей. Под спудом горы распростёрлись подземные трассы, причалы, заводские цеха, шлюзовые камеры, боевой арсенал, кабинеты, обширное хранилище горючего.

    

Экспозиция

Экспозиция отображает как историю воинской славы Балаклавы, так и всю летопись героического флота нашей страны. Здесь будет занимательно не только представителям мужского пола, ведь женщины, девушки и подростки также с интересом осматривают технические конструкции.

Со стороны вход в музей сразу не заметить, он представляет собой огромное отверстие в скальной породе. В те времена, когда Севастополь и его окрестности были покрыты налётом секретности, вход закрывала маскировочная сетка, что делало обнаружение объекта врагом невозможным.

Понтонный мост отчаливал от входа из бухты и подлодки беспрепятственно заходили на рембазу. Происходило всё под покровом ночи.

В 2014 году, в переломный для Крыма период, военно-морской музей был отреставрирован. Администрация провела косметический ремонт, тем самым обезопасив и улучшив подземелье для посещения экскурсантов. Балаклавский музей освещен и хорошо оборудован для туристических групп.

Ворота, разделяющие помещения удивляют своей массивностью. Полуметровые в толщину створки казалось бы нет возможность сдвинуть с места, но это работа автоматики.

В минно-торпедной части готовились и проверялись торпеды. Позднее объект дополнили арсеналом для подготовки и сбережения ядерных боевых припасов. Боеголовки перевозили на вагонетках, которые двигались по миниатюрным рельсам.

Можно увидеть макеты субмарин, торпед, самолетов, представителей наводной флотилии. В общем, много чего занимательного и интересного для просмотра.

Подземные каналы

Импровизированные берега каналов увешены старыми покрышками, дабы борта подводных кораблей не оцарапались о бетон.

Наглядно представлено, как лодка двигалась по каналу, достаточно увеличить модель в своём воображении.

Завороженные туристы продвигаются вдоль бортиков, следуя по экскурсионному маршруту:

 

Не всё говори, что знаешь, но знай, что говоришь!

Призывы строго хранить военную и государственную тайну напоминают о засекреченности сооружения.

Коридоры не имеют чётких линий, они закруглены, что в случае взрыва помогает гасить взрывную волну.

Входной билет

Стоимость посещения продолжительной увлекательной экскурсии – 300 руб. Дети и студенты проходят всего за 100 руб. Имеются льготы. В группе минимально должно быть 5 человек.

Знакомит с экспозицией профессиональный экскурсовод. Самостоятельно гулять по объекту запрещено. 

Обратите внимание, что музей работает не ежедневно, бывают санитарные дни, что делают в эти дни – никто точно не знает!

Если есть необходимость позвонить в экскурсионный отдел, то вот его мобильный телефон (МТС) +7 978 889 10 56.

Продолжительность подземного путешествия

Гулять придётся около полутора часов, группы набираются быстро и каждый час стартует новая команда во главе со своим проводником.

Что обязательно взять с собой?

Не стоит надеяться на то, что в открытом летнем наряде экскурсант сможет выдержать хотя бы 20 минут маршрута. Высокая влажность и холод от скальной породы и бетонных штолен делают своё дело.

Какая бы не стояла жара на улице, а в подземных казематах всегда +13-15 градусов

С собой следует взять куртку, свитер, желательно быть в брюках и закрытой обуви, тогда информация, транслируемая гидом наверняка усвоится, а один час с небольшим не покажутся вечностью и пыткой холодом.

Осторожно, маленькие дети!

Если не хотите испортить от посещения экскурсии впечатления себе и людям, то с малыми детьми лучше сюда не приходить. С ребёнком до пяти лет не пустят, а с шести до семи просто не рекомендуют.

Военно-исторический музей не место для посещения с маленькими туристами. В замкнутом, затемненном пространстве с сильной акустикой дети быстро утомляются и начинают сильно капризничать.

На катере

Приятным новшеством стала экскурсия по каналу на катере. Можно повторить весь путь подводной лодки, движущейся на ремонт. Экскурсовод расскажет историю по сокращённой программе, эта морская прогулка не утомит, так как повествование не отягощено историческими фактами и цифрами, а по зрелищности превосходит пеший экскурс.

Консервная банка, а не лодка

Смешной, но факт, что к концу своего господства Украины в Крыму, на вооружении оставалась всего одна подводная лодка, которая с трудом могла передвигаться. Чтобы бедняжка и вовсе не утопла в Чёрном море, её приварили к причалу. Зачем? Почему было не списать эту груду металлолома? Всё просто – старая консервная банка была нужна для того, чтобы в армии Украины остался высокий чин адмирала.

Вот эта красавица с другого бока:

Ходят слухи, что объект может из разряда музея вновь стать стратегическим. Тем более, что в Российской Федерации подводный флот многочислен. Памятник «холодной» эпохи поражает воображение. Экскурсия необыкновенна и ни на что не похожа. Балаклава показана к посещению любым гостем Крыма. Морской музей получил признание туристов от мала до велика.

Похожие статьи:

Оцените статью

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Top